Профессиональные строители и монтажники достаточно часто сталкиваются с одной популярной проблемой, решение которой не очевидно и, как правило, приводит к существенным денежным расходам. Речь идет о сверлении отверстий больших диаметров (45 мм и более) в толстых несущих стенах из кирпичной кладки или армированного бетона. Наиболее популярная ситуация – прокладка трасс при установке систем кондиционирования.
Давайте рассмотрим те варианты решений, которые могут предложить производители строительного инструмента и оснастки.
Алмазное бурение
Это самое первое, что приходит на ум в тот момент, когда появляется такая задача. Но алмазное бурение имеет ряд недостатков.
Достаточно взглянуть на предложения специализированных магазинов, чтобы понять первый и самый очевидный минус – это цена. Большинство качественных установок предлагается по ценам, превышающим 100 000 руб, что вряд ли может устроить, например, специалиста по установке систем кондиционирования.
Кроме того, стоимость оснастки (т.е. самих коронок) также не является сильной стороной данного решения – их цена не вызывает оптимизма в рамках поставленной задачи. Ведь мы разговариваем не не о любом решении, а о решении за разумные деньги.
Следующая проблема – это необходимость предварительного крепления к стене самой установки для бурения, а это лишнее отверстие и время.
Дополнительным отрицательным моментом становится громоздкость данного инструмента, а также скорость его работы.
Но алмазное бурение имеет и плюс в решении проблемы отверстий 45-55 мм – это безусловная надежность и гарантия результата – ведь алмазные коронки именно для этого и предназначены.
Из всего вышесказанного можно понять, что данный способ решения проблемы не может являться оптимальным.
Проломные буры
Другим вариантом сверления отверстий диаметром 45-55 мм являются проломные буры.
Проломной бур представляет собой коронку для бурения с небольшим шнеком на «голове» бура. Далее идет длинный хвостовик, обеспечивающий необходимую длину. Процесс изготовления такого бура представляет собой спаивание цельной «головы» с хвостовиком путем спаивания двух частей на станке за счет вращения на большой скорости.
Такая процедура изготовления накладывает определенное ограничение на использование проломных буров в работе. Дело в том, что место спайки является «слабым звеном», которое может легко разрушиться при ударной нагрузке. Например, данная нагрузка может возникнуть, когда бур «натыкается» на более твердое (чем бетон) препятствие.
Отсюда и ограничение – проломные буры нельзя использовать при бурении отверстий в армированном бетоне.
Практика нашей компании показывает следующую статистику. За последние 10 лет активных продаж (более 1000 шт в год) проломных буров одного достаточно известного немецкого производителя около 15% клиентов обращаются в сервисы гарантийного обслуживания производителя с претензией о разрушении бура при сверлении армированного бетона. Естественно, такие ситуации не являются гарантийными случаями и по этой причине сервисы отказывают им в бесплатной замене оснастки.
Из всего вышесказанного про проломные буры можно сделать следующие выводы об их плюсах и минусах:
+ Проломные буры проще в использовании и быстрее в работе, чем установки алмазного бурения.
+ Проломные буры стоят намного меньше, чем установка алмазного бурения (конечно же, стоимость перфоратора SDS-Max здесь не рассматривается).
+ Качественный проломной бур является достаточно долговечной оснасткой при правильном использовании.
- Для проломных буров требуется достаточно мощный перфоратор (хотя, это не является недостатком – это объективная необходимость для задачи такого уровня).
- Проломной бур НЕЛЬЗЯ использовать при сверлении армированного бетона (точнее, можно, но только если вы уверены в своем везении и надеетесь «обойти» арматуру, с чем частично сможет помочь детектор металла, например, Bosch D-tect 150SV).
Шнековые буры SDS-Max 45-55 мм
Что же делать, если нам требуется отверстие диаметром 45-55 мм в армированном бетоне?
На этот случай существуют шнековые буры ГРАНИТ SDS-Max диаметром 45 и 55 мм. Оба эти диаметра представлены в длинах 570 (рабочая 450) и 920 (рабочая 800) мм. Эти буры производятся из цельного куска стали (без спайки, как в случае проломных), что делает их более устойчивыми к ударным нагрузкам. Имеющийся шнек по всей длине бура обеспечивает хороший вывод шлака.
Кроме того, «голова» Quadro-X с 4-мя режущими кромками устойчива к встречающейся арматуре, позволяя без проблем проходить ее без заклинивания и, как следствие, без лишних ударных нагрузок, приводящих к поломке бура.
Таким образом, данные буры являются оптимальным решением для бурения отверстий диаметром 45 и 55 мм во всех видах материалов, включая армированный бетон.
Единственный несущественный минус данных буров – это их больший вес относительно проломных, но это весьма небольшая плата за качество и долговечность.